ale_ku (ale_ku) wrote,
ale_ku
ale_ku

Categories:

ГАРМОНИЯ ПОСЛЕДНЕГО КРУГА

Оригинал взят у m_yer_show в ГАРМОНИЯ ПОСЛЕДНЕГО КРУГА
То ли в пику общественным и административным тенденциям уходящего 2014-го, то ли напутствуя наступающий 2015-ый, не вовремя и своевременно, в середине декабря Тверская картинная галерея показала фондовую выставку «Оттепель».

Строго говоря, произведений, в той или иной степени реализующих формальные открытия и драматические противоречия именно этого периода, в ее коллекции немного. И любопытно, что, например, иллюстрации Элия Белютина к одноименному роману Ильи Эренбурга или скульптура Эрнста Неизвестного смотрятся сегодня универсально и лишены какого бы то ни было явного отпечатка эпохи. Так что, скорее, выставка дает представление об общем состоянии отечественного изобразительного искусства третьей четверти XX столетия - узнаваемо советского, но иногда и общечеловеческого.


_DSC6241


Она выдвигает на авансцену несправедливо забытых графиков, живописцев и скульпторов, чьи профессиональный багаж, творческая интуиция и жизненный опыт оказались созвучны допущенным к произнесению вслух темам, интонациям и веяниям времени, благодаря чему почти безвозвратно канули в прошлое.


Белютин Элий Иллюстрация к Оттепели 1954

Белютин Элий Михайлович (1925 – 2012) Иллюстрация к роману И. Эренбурга «Оттепель» (1954). Бумага, тушь. Тверская картинная галерея.


В экспозицию вошли работы второй половины пятидесятых, авторы которых по миллиметру, нерешительно и как-то несвоевольно, пока только внешне освобождаются от штампов сталинского соцреализма. Из запасников извлечены великолепные образцы графики шестидесятых, воплощающие как раз «оттепельный» быт и краткий, как глоток сырого свежего воздуха, «оттепельный» восторг бытия. Любопытно, что многие из них созданы после 1964-го, когда все, на самом деле, уже закончилось. Вполне уместны и вещи ранних семидесятых, более трезвые, рефлексивные, замкнутые, произнесенные будто бы сквозь зубы, но подспудно все равно сохраняющие энергию искреннего романтического порыва предыдущих лет.


Масленникова Ирина Ленинградская окружная 1961

Масленникова Ирина Николаевна (1925 – 2006) «Ленинградская окружная» (1961). Бумага, линогравюра цветная. Тверская картинная галерея.


Тулин Юрий Наш двор 1970

Тулин Юрий Нилович (1921 – 1983) «Наш двор» (1970). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


Тулин Юрий Наш двор 1970 Фрагмент

Тулин Юрий Нилович «Наш двор». Деталь.


В двух сравнительно небольших залах с энциклопедической полнотой представлены основные «оттепельные» сюжеты: от иллюстраций к передовицам «Правды» и «Известий» до реплик на темы всех, кроме «Ивана Денисовича» и «Андрея Рублева», знаменитых фильмов и книг того времени. «Весна на Заречной улице» и «Высота», «Председатель» и «Понедельник начинается в субботу», «Начало», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники» и так далее. При чем, ИЗО, как мне кажется, скорее, следует проторенными тропами, чем предвосхищает их визуальные и смысловые открытия.

Исключение – тема старого города, обреченных на снос предместий и «вороньих слободок». Их вечно пасмурное, но просторное небо, неказистый уют и бестолковая суета противопоставлены и плакатной помпе новых магистралей и мертвенной строгости возведенных до «исторического материализма» особняков.


_DSC6247


Воробьева Ирина Старая улица

Воробьева Ирина Николаевна (1932 – 1993) «Старая улица». Бумага, линогравюра. Тверская картинная галерея.


Среди раритетов – отмечу не самые значительные или близкие к «оттепельной» тематике, а те, что показались наиболее интересными, - ранняя линогравюра Виктора Попкова «Монтажники» (1958), формально и сюжетно принадлежащая к пятидесятым, но замечательно пластичная, эффектная, виртуозная. Впрочем, по ней практически невозможно представить дальнейший творческий путь этого выдающегося советского мастера, который отказался от формального блеска ради сурового стиля и писал на разрыв сердца.


Попков Виктор Монтажники 1958

Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974) «Монтажники» (1958). Бумага, линогравюра цветная. Тверская картинная галерея.


Сюжетное и интонационное новаторство тоже раннего полотна «Отдел контроля» (1964) уникально одаренного художника Никиты Федосова можно ощутить лишь в сопоставлении с «производственными» опусами сталинского периода, и сейчас оно уже не имеет определяющего значения. На первый план выходит колорит, чувство света и глубины резкости (хотя, казалось бы, какой свет можно найти в цеху Черемушкинского ткацкого комбината) и местами превосходная дымчато-бархатная живопись.


Федосов Никита Отдел контроля 1964

Федосов Никита Петрович (1939 – 1992) «Отдел контроля» (1964). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


Федосов Никита Отдел контроля 1964 Фрагмент

Федосов Никита Петрович «Отдел контроля». Деталь.


Как оказалось, в собрании ТКГ хранится проникновенная и ненавязчиво-убедительная в пластике и колористических поисках «от противного» работа «В бане» кисти Алевтины Власовой, известной, но слегка надоевшей многочисленными соцартовскими примитивами на темы застолий, буфетчиц и «райпищеторгов, соображающих на троих работяг.


Власова Алевтина В бане

Власова Алевтина Николаевна (1924 – 2004) «В бане». Холст, масло. Тверская картинная галерея.


Странной узнаваемостью, почти родственностью устойчивых вертикалей, резких полуовальных линий, эксцентрически заостренных плечей, подбородков, носов и носков, словно бы на фабрике игрушек грубо пришитых друг к другу деталей привлекает холст Валерия Алфеевского «У телефона» (1968). Начинаешь поспешно перебирать стили и направления начала двадцатого века, но потом понимаешь, что все это родом из детства, из книжных иллюстраций к сказкам Андерсена и Софьи Прокофьевой, которые художник вот так же бегло вычерчивал гусиным пером. Алфеевский, как всегда, лаконичен, глубок и точен в высказывании.


Алфеевский Валерий У телефона 1969

Алфеевский Валерий Сергеевич (1906 – 1989) «У телефона» (1969). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


Нельзя не упомянуть «Девушку в черной шляпе» (1958) Георгия Фитингофа, «революционного барона», одного из создателей книжной Ленинианы, иллюстратора Марка Твена, Жюля Верна и Конан Дойла. В каждом штрихе этого, безусловно, мастерского, но, казалось бы, такого рядового, такого обыденного рисунка драма и усталость человека, в сумраке пустынного дома на время снявшего маску и оказавшегося самим собой.


Фитингоф Георгий Девушка в черной шляпе 1958

Фитингоф Георгий Павлович (1905 – 1975) «Девушка в черной шляпе» (1958). Бумага, карандаш. Тверская картинная галерея.


Чернецкая Милица Фонтанка 1961

Чернецкая Милица Сергеевна (1914 – 1997) «Фонтанка» (1961). Бумага, акварель. Тверская картинная галерея.


За редчайшими исключениями выставку отличают художественная добротность экспонатов, хороший вкус, высокая экспозиционная культура и искусствоведческая смелость. Ее создатели не отказались вполне, однако убрали далеко на второй план научное деление по хронологии, темам, жанрам и стилям – возможно, вынужденно, из-за лакун в собрании – и нашли иные эмоциональные, атмосферные, колористические и фактурные созвучия, в результате чего даже однотипные листы и полотна не наскучивают и не убивают друг друга. Выставка лишена исследовательских амбиций, смотрится легко и лирично и оставляет важнейшее впечатление разомкнутости в пространство за стенами галереи. В экспозиции почти угадывается личностное высказывание тех, кто ее делал, - их преданность профессии и искусству, ностальгия по юности, сожаление, что, казалось бы, незыблемые ценности и идеалы ныне почти ничего не значат.

Когда камень падает в воду, в эпицентре образуется воронка и взвиваются брызги, а дальше расходятся круги, которые по мере удаления становятся все более безопасными, плавными и гармоничными. Тверская «Оттепель», на мой взгляд, это, как раз, о реальной и мнимой гармонии последнего круга.


Кокорин Анатолий Около ГУМа 1969

Кокорин Анатолий Владимирович (1908 – 1987) «Около ГУМа» (1969). Бумага, акварель, уголь. Тверская картинная галерея.


Горяев Виталий У моря 1964

Горяев Виталий Николаевич (1910 – 1982) «У моря» (1964). Бумага, акварель, гуашь, соус. Тверская картинная галерея.


В некоторой части материала ощущается подспудное влияние Пикассо, на рубеже шестидесятых заново открытого в Советском Союзе, и, как тогда говорили, «прогрессивных» американских художников, которым за преданность делу рабочего класса прощали отступничество от внешних канонов реализма. Наконец, довольно часто содержание, стиль и форму произведений определяют не изобразительные, а дизайнерские идеи.

Живопись представлена также качественными работами Владимира Гаврилова, талантливого тверского художника Сергея Тикунова, Евсея Моисеенко, Валерия Ватенина, Виктора Непостаева, Николая Ломакина, но, скорее, стремится к выразительности и глубине, чем, по-настоящему, ее достигает. Поэтому предпочтительнее стекло, фаянс, фарфор и графика. Последняя в исполнении Виталия Горяева, Анатолия Кокорина, Ирины Воробьевой, Ирины Масленниковой, Милицы Чернецкой и других знаковых для своего времени мастеров – свежа, умна, эмоциональна, соразмерна задачам и не то что бы следует актуальным тенденциям европейского искусства той эпохи, но во многом их продуцирует и опережает. Что неудивительно – за плечами многих авторов ленинградская школа или ВХУТЕМАС.

М.Е.
Tags: тверская областная картинная галерея
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments